Военное дело

Похожие статьи:

Популярные записи

  • Изображение гербов, их отдельных элементов,

    Эмблем и символов на первых знаках денег Украины

    Непременным атрибутом любого общества, который характеризует определенную стадию его развития, являются товарно-денежные отношения и их самая простая и универсальная составляющая - деньги. Наличие для отдельной страны собственной денежной единицы рядом с определенной степенью развития материальной и духовной культуры, высшей формы общественной организации - государства, выступают в качестве ведущих критериев, за которыми определяется ее принадлежность к цивилизованной стадии развития человечества.

    Поэтому полностью закономерно то, что во время национальной революции, времени освободительных соревнований украинского народа, 1917-1920 pp. в Украине, впервые за ее историю, появились собственные бумажные деньги, какие национальные правительства вводили с целью оздоровление экономики страны, отмежевания от всевластия русского рубля.

    Во время освободительных соревнований украинского народа за свою независимость случились примечательные события, что за своим незаурядным значением дают отголосок и в нынешнем времени. Именно тогда, в ходе борьбы за независимое государство, Центральный Совет попробовал провести в Украине денежную реформу, которая и привела к внедрению в обращение первой банкнот суверенной Украины с названием денежной единицы в карбованцах, - 100 карбованцев.

    Выдав серию законов, которые касались финансово-экономической сферы, - о Главной Казне УHP (1), о создании Государственного Банка Украины (2), правительство выдает 19 декабря 1917 p. Временный закон о выпуске Государственных Кредитовых Билетов Украинской Народной Республики (3).
    Проект денежного знака, блестяще разработанный выдающимся графиком-маляром Г. Нарбутом, стал первой ласточкой украинской валюты в карбованцах. Хотя эталон, из которого печатался знак, был создан с помощью ярких красок, однако через низкий уровень полиграфии и отсутствие соответствующих красителей он вышел из печати бледным и невыразительным. Но это ни в коем случае не отразилось на значении появления собственных украинских денег.

    Именно на украинских 100 карбованцах, за 52 дня до официального принятия трезуба в качестве Государственного Герба Украины, появился знак княжеского времени Киевской Руси.

    На аверсе купюры центральное место занимал главный декоративный элемент - восьмиугольный картуш, с трезубом белого цвета, средний зуб которого увенчан крестом. Если взвесить на то, что основным элементом герба является щит определенной формы, то в данном случае картуш может условно служить в его качестве. Поэтому на первой купюре национальной валюты Украины изображения трезуба можно считать центральной фигурой герба. Одновременно с ним с обеих сторон картуша в двух овалах слева изображен еще раз трезуб, справа - лук-самостріл (или куша или арбалет) - центральная фигура старинного герба г. Киева.
    В своеобразный способ украшен центральный картуш и замкнуто в рамку полет банкнот. Растительный орнамент, что за основными элементами похожий к традиционной вышивке на украинской женской одежде, образует чрезвычайной красоты узор. Заметим, что именно через этот рисунок деньги в народе получили название горпинок. В воспоминаниях тех лет даже замечали, что рисунок напоминает отделку на женских передниках (4).
    Основные изображения в дизайне аверса это - листки капризной формы (украинское барокко), цветы (стилизованные), извилистые стебли. Весь рисунок - одноцветный: на желтоватом фоне светло коричневым приведено изображение. Кстати, через желтый фон, в народе купюру окрестили еще одною метким названием - яичница.
    Непосредственно около центрального картуша, сложный, окружающий первый картуш, еще один картуш, который образован в стиле барокко, - из листьев, подобных акантовому, двух розеток с четырехлучевыми листками цветов (стилизация под черняховскую звезду), в которой вписано с обеих сторон еще несколько колосков злаков, очевидно пшеницы. Украина издавна - сельскохозяйственная страна и через то символом ее является хлебный колос.

    Поэтому, полностью закономерно появляется его изображение и на национальной валюте, которая в свой способ удостоверяет об основном направлении хозяйственного устремления государства. Завершают композицию собранные в сноп колоски и извилистые растения, что создает впечатление вазы с живописным содержимым.
    Не менее интересно выглядит обратной сторона купюры : на коричневом фоне, который создает рисунок ковер, по центру из вазы (на вид плетеной) вроде бы вырастают две ветки (черная окантовка), которые обвивают средний нуль из цифры 100. Подобные этому рисунку и две ветки (техника исполнения та же), которые расположены над средней частью внешней рамки. Такие же орнаментальные ветки размещены наверху, с обеих сторон выступающего из верхней рамы половины картуша и над взятым в рамку текстом относительно обеспечения валюты государственным имуществом республики.

    Достаточно своеобразно дополняет общий дизайн рисунок, выполненный зеленой краской. Он заполняет половины боковых картушей (контур последних выполнен черной краской), половинки верхнего и нижнего картушей. Хотим особенно отметить то, что большие цифры номиналу 100 вроде бы загаптовані белым рисунком, который достаточно оригинальное высматривает на зеленом фоне.
    Следующим шагом на пути финансовой независимости Украины стало эмитирование купюр стоимостью в 25 и 50 карбованцев. Закон О немедленном эмитировании Казначейством УНР легко циркулирующих платежных средств (5) предусматривал срочное введение в обращение двух знаков, проекты которых разработал график О. Красовський. Купюры введенных в обращение 6 апреля 1918 p. знаков имели одинаковый дизайн и размер. Они отличались только цветом и номиналом. Первая была желто-померанцевой, второй - зеленувано-синя. Главный элемент оформления оборота представляли два профиля - мужской и женской, которые размещались в картуше в центре реверса. Собственно они символизировали наследственность традиций государственности : мужской олицетворял казацкую Украину, а второй, женский профиль, новое, молодое, возрожденное государство. В левом (геральдическому) кутье размещен трезуб (уже без креста на среднем зубце), параллельно ему - виньетка с цифрой 25 и 50 соответственно. Знаки Казначейства 25 и 50 карбованцев на основном фоне купюры, вокруг центрального картуша содержали в соответствии с ним нарисованный более интенсивной краской орнамент. За техникой исполнения он намного проще от нарбутівського, без острых завершений и акцентирования на изысканных деталях, как это было у него. Хотя в общем дизайне чувствуется влияние Г. Нарбута, в частности в надписях шрифтов, которые сделаны под воздействием традиции старинного украинского письма, все же общее впечатление от купюр не такое сильное, как от выполненной Г. Нарбутом сотки. Кстати, отметим, что в розовой виньетке реверса знака 50 карбованцев отсутствующая цифра номиналу.
    Лицевая сторона ничем выдающимся не отмечается. На сетчатом, крестиком тли аверса (он напоминает один из мотивов народных вышиванок) вмещен по центру большой продовгуватий картуш с трезубом вверху. Трезуб вроде бы разрывает виньетку картуша, прорастая зубцами вверх. Нельзя отнести к удачным, с точки зрения художественного выполнения, попытку автора дизайна изобразить с обеих сторон картуша по фигуре мужчины и женщины. Это тоже фигуры - символы, которые должны были передать через художественный образ трудолюбие украинского народа, как национальную черту его характера. В окружении непритязательного орнаментального растительного плетива стоит на весь рост человек, стриженый под макитру. Одна его рука на поясе, другой левой он держит приставленную к ноге лопату. На мужчине вышитая по воротнику рубашка, штаны - шаровары, заправленные в сапоги, этаж них - свита (гунька), длиной к коленям.

    Некоторые специалисты считали, что чертами лица человек подобный Григорию Сковороде - выдающемуся путешествующему украинскому философу. Именно через наличие в рисунке лопаты в народе эти купюры прозвали лопатками.
    Напротив мужской фигуры, с другой стороны картуша изображена фигура женщины на три четверти роста, потому что ног ее не видно, их окутал орнамент. На голове у женщины очипок, на шеи - четыре ряда кораллов. Одежду трудно классифицировать за формой, потому что он имеет четко выписанную манжету и какие-то закруглены обшлага. В левой руке женщины серп, правой не видно за изображением колосков пшеницы (возможно, что это сноп), которые неравномерно вырастают из орнамента. Отдельные исследователи склонны были видеть в этой женской фигуре образ большой дочери украинского народа, выдающейся нашей поэтессы Леси Украинки. Возможно допустить, что аргументом на эту пользу служила спрятанная рука женщины, ведь известно, что у Леси Украинки она была больной. Черты лица изображенной на купюре фигуры настолько не выразительны, что только при наличии большой фантазии ее можно індифікувати как образ Л. Украинки. Над головой женщины изображен солнцеподобный цветок, от которого с обеих сторон отходят веточки - лучи.

    Никакой художественной нагрузки не несут орнаментные заставки в середине картуша, что напоминают стилизованные розы (украинские ружі - мальвы) с удлиненными в направлении к сторонам купюры веточками, обильно покрытыми листьями, окруженные извилистыми черточками, которые напоминают элементы росчерков старинного украинского письма.

    Конечно, что обиды, поданные на упомянутых купюрах, можно еще трактовать как символы крестьянской и рабочей Украины, как символы народной власти, которую, как атрибуты представляют первые деньги государства. На бумажных деньгах, которые знаменовали собой начало появления собственной валюты на украинских землях, не так уж и много символики, эмблем. Но, невзирая ни на что, они все же через графику малых форм смогли своеобразно передать идейное содержание новой власти, которая задекларировала себя народной и наследницей традиций больших пращуров казацкой Украины с ее демократическими, республиканскими традициями, с ее стремлением к свободе и воле, к самостоятельному развитию.